- ГУКБАЛЬД
- (Hucbald, Hugbaldus, Ubaldus, Uchubaldus), монах монастыря St. Amand близ Турне, род. ок. 840, был посвящен в священники 880, ум. 25 июня (21 окт?) 930 или 20 июня 932 в Ст. Амане; сперва был учеником своего дяди Мило, стоявшего во главе местной певческой школы; затем управлял временно певческой школой в Невере, а поздниее сделался преемником своего дяди. Г. автор трактатов: "De harmonica institutione", "Musica enchiriadis", "Scholia enchiriadis" и "Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis", напечатанных в сборнике Герберта "Script" 1. Старинный трактат о церковных ладах "Alia musica", приписываемый Гербертом Г-у, написан во всяком случае не им. Интересные варианты текста "Musica enchiriadis", отпечатанного с других рукописей, встречаются в сборнике Куссмакера ("Scriptores", II); последний написал также основательную монографию о Г. (1841). Ганс Мюллер высказал сомнение в том, что "Musica enchiriadis" принадлежит Г-у ("Hucbalds echte und unechte Schriften über Musik", Лейпциг 1884); несостоятельность такого предположения доказана однако Г. Риманом в его "Geschichte der Musiktheorie" (1898). Труды Г. имеют особенное значение для истории музыки, ибо дают самое древнее и полное представление о начатках многоголосной музыки в 910-м веках (Organum, Diaphonia). По всей вероятности, однако, Г., в течении своей 9092 летней жизни постепенно все более втискивал теорию органума в такие схематические рамки, которые первоначально были чужды этому примитивному многоголосию. Параллельные квинты и октавные удвоения, долго державшиеся в первоначальном многоголосном пении, следует в настоящее время признать специальным порождением теории Г., а не общепринятой формой музыки в 910-м веках. Несомненной заслугой Г. было применение в нотописании впервые ряда поставленных друг над другом линий, что дало возможность точно и наглядно изображать все повышения и понижения мелодии: Расстояние между каждой парой линий (целый тон или полутон) указывалось в начале строки (s = semitonium, полутон; t = tonus, тон). У Г. встречается также впервые применение первых букв латинского алфавита для обозначения тонов (См. Буквенное тонописание). Удовлетворительное объяснение долгое время спорного значения так назыв. "Dasia" (т.е. нотации, придуманной Г. для демонстрации, при помощи имеющих различное положение знаков своей теории квинт-органума) было впервые дано Спиттой (Vierteljahrsschrift f. M.-W., 1889, стр. 443482 и 1890, стр. 293309); ценным дополнением к этим статьям является сочинение G. Jacobsthal'я "Die chromatische Alteration im liturgischenGesange der abendländischen Kirchen" (1897), представляющее собою полное разъяснение системы мутации тетрахордов.
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.